Коробка передач

Новая тема Ответить
Директор
Регистрация: 22.11.2009
Сообщения: 1217
Авто: ВАЗ-2113
Откуда: Москва

Руководство по ремонту и эксплуатации - Трансмиссия - Коробка передач


Особенности конструкции коробки передач

В зависимости от комплектации автомобиля может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей, передаточное число которой может иметь несколько значений.

Первичный вал 23 ( рис. 5.7 ) выполнен в виде блока ведущих шестерен, ведущие шестерни находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Ведущие шестерни расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу 33. Кроме них на вторичном валу коробки передач установлены два синхронизатора. Вместе с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи. Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 4. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня 34 главной передачи.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага 38 ( рис. 5.8 ) переключения передач, шаровой опоры 36, тяги 34, рычаг 19 переключения передач и механизмов выбора и переключения передач. На внутреннем конце штока 19 закреплен рычаг 20, который действует на трехплечий рычаг 11 механизма переключения передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера 23 сцепления.

В корпусе 1 ( рис. 5.9 ) механизма переключения передач закреплены две оси. На оси 4 установлены трехплечий рычаг переключения передач, две блокировочные скобы 8 и 13 и втулка 12. Другая ось 3 проходит через отверстие ступицы блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Плечо рычага 2 переключения передач служит для включения передач переднего хода, плечо рычага 11 - для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг 20 ( см. рис. 5.8 ) рычага 19 переключения передач. В ступице рычага переключения передач вмонтирован фиксатор 9 ( см. рис. 5.9 ). На оси 7 установлена вилка 10 включения заднего хода.

механизм переключения передач
Рис. 5.9. Механизм переключения передач:

1 - корпус механизма переключения передач; 2 - рычаг переключения передач (переднего хода); 3 - направляющая ось блокировочных скоб; 4 - ось рычага переключения передач; 5 - пружина; 6 - стопорное кольцо; 7 - ось вилки заднего хода; 8,13 - блокировочные скобы; 9 - фиксатор рычага переключения передач; 10 - вилка включения заднего хода; 11 - рычаг переключения передач (заднего хода); 12 - упорная втулка.

У пятиступенчатой коробки передач первичный и вторичный валы на выходе из картера удлинены. На этой части валов расположены ведущая 8 ( рис. 5.10 ) и ведомая 2 шестерни пятой передачи и ее синхронизатор 3. У пятиступенчатой коробки передач в механизме переключения передач втулка 12 ( см. рис. 5.9 ) не устанавливается. Коробки передач выпускаются с различными передаточными числами главной передачи. Для отличия вторичных валов на их зубчатых венцах проточены канавки: две слева (венец вала расположен справа от наблюдателя) - для семнадцатизубового венца, одна слева - для шестнадцатизубового венца, одна справа - для пятнадцатизубового венца. На ведомых шестернях главной передачи выполнена маркировка передаточного числа (например, 65/15).Для отличия коробок передач по передаточным числам главной передачи они маркируются краской.

Маркировка наносится на верхнюю часть картера коробки передач: 01 - для передаточного числа 3,9; 02 - для передаточного числа 4,1; 03 - для передаточного числа 3,7; 00 - для передаточного числа 4,1 пятиступенчатой коробки передач.

задняя часть пятиступенчатой коробки передач
Рис. 5.10. Задняя часть пятиступенчатой коробки передач:

1 - ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 2 - ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 3 - синхронизатор V передачи; 4 - вторичный вал; 5 - задняя крышка картера коробки передач; 6 - сапун; 7 - первичный вал; 8 - ведущая шестерня V передачи; 9 - упорная пластина крепления подшипников; 10 - картер коробки передач.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Завод-изготовитель не дает однозначных рекомендаций по маслам для коробки передач. Рекомендуются или моторное масло, или различные трансмиссионные масла. Поэтому решайте вопрос, какое масло применять, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Если автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 эксплуатируется преимущественно в условиях большого города с частым переключением передач, то применяйте моторное масло, так как в этом случае обеспечивается сравнительно большой ресурс синхронизаторов. Если в основном приходится ездить по автотрассам с большими скоростями, но со сравнительно редкими переключениями передач, лучше использовать трансмиссионное масло, обеспечивающее увеличение ресурса шестерен и подшипников при некотором снижении долговечности синхронизаторов.
Старайтесь при заправке коробки передач залить в нее чуть больше масла (примерно на 100 мл), чем это рекомендовано заводом-изготовителем. Это обеспечит лучшие условия работы подшипника шестерни пятой передачи, расположенного высоко в картере и смазывающегося только разбрызгиванием.

Коробка передач четырехступенчатая

коробка передач четырехступенчатая

Рис. 5.7. Коробка передач четырехступенчатая:

1 - картер коробки передач; 2 - пробка наливного и контрольного отверстия; 3 - пробка сливного отверстия; 4 - регулировочное кольцо; 5 - привод левого переднего колеса; 6 - ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 7 - муфта синхронизатора I, II передач с венцом заднего хода; 8 - ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 9 - стопорное кольцо; 10 - упорное полукольцом 1 - ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 12 - ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13-ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 14-игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 15 - упорная шайба шестерни IV передачи; 16 - шариковый подшипник вторичного вала; 17 - задняя крышка коробки передач; 18 - шариковый подшипник первичного вала; 19 - сапун; 20 - блокирующее кольцо синхронизатора; 21 - скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 22 - сухарь фиксатора; 23 - первичный вал; 24 - шарик фиксатора; 25 - вилка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач; 26 - роликовый подшипник первичного вала; 27 - рычаг вилки выключения сцепления; 28 - втулка вилки выключения сцепления; 29 - картер сцепления; 30 - вилка выключения сцепления; 31 - подшипник выключения сцепления; 32 - роликовый подшипник вторичного вала; 33 - вторичный вал; 34 - ведомая шестерня главной передачи; 35 - роликовый конический подшипник дифференциала; 36 - коробка дифференциала; 37 - сателлит; 38 - стопорное кольцо полуосевой шестерни; 39 - полуосевая шестерня; 40 - ведущая шестерня привода спидометра; 41 - привод правого переднего колеса; 42 - привод спидометра; 43 - ось сателлитов; 44 - стопорное кольцо оси сателлита; 45 - защитный чехол шарнира привода переключения передач.

Привод управления коробкой передач.

привод управления коробкой передач

Рис. 5.8. Привод управления коробкой передач:

1 - вторичный вал; 2 - вилка переключения I и II передач; 3 - вилка переключения III и IV передач; 4 - вилка включения V передачи; 5 - шток вилки включения V передачи; 6 - шарик фиксатора; 7 - пружина фиксатора; 8 - крышка фиксатора; 9 - направляющая ось блокировочных скоб; 10 - выключатель фонаря заднего хода; 11 - трехплечий рычаг переключения передач; 12 - пробка фиксатора вилки включения заднего хода; 13 - вилка включения заднего хода; 14 - картер коробки передач; 15 - блокировочные скобы; 16 - корпус механизма переключения передач; 17 - ось рычага переключения передач; 18 - пружина рычага переключения передач; 19 - шток переключения передач; 20 - рычаг штока переключения передач; 21 - шток вилки переключения III и IV передач; 22 - шток вилки переключения I и II передач; 23 - картер сцепления; 24 - втулка; 25 - сальник штока; 26 - конический винт крепления шарнира; 27 - защитный чехол шарнира; 28 - корпус шарнира тяги привода переключения передач; 29 - втулка шарнира; 30 - ось шарнира; 31 - наконечник шарнира; 32 - хомут тяги привода переключения передач; 33 - корпус рычага переключения передач; 34 - тяга привода переключения передач; 35 - защитный чехол тяги; 36 - шаровая опора рычага; 37 - сферический палец рычага; 38 - рычаг переключения передач; 39 - ось рычага; 40 - втулка оси рычага; 41 - стопорная скоба.


Цитата