Дефектовка деталей двигателя

Новая тема Ответить
Директор
Регистрация: 22.11.2009
Сообщения: 1217
Авто: ВАЗ-2113
Откуда: Москва

Руководство по ремонту и эксплуатации - Бензиновые двигатели ВАЗ 2108, ВАЗ 2111-80 - Дефектовка деталей двигателя


После разборки двигателя тщательно очистите, промойте и просушите все детали.

поршень двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого поршневого кольца.

масляный сток поршня
2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.

(1) верхнее компрессионное кольцо - (2) нижнее компрессионное кольцо - (3) маслосъемное кольцо
3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне.

Номинальный зазор поршневых колец, мм:
верхнее компрессионное кольцо 1 - 0,04-0,075;
нижнее компрессионное кольцо 2 - 0,03-0,065;
маслосъемное кольцо 3 - 0,02-0,055.

Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец - 0,15 мм.

микрометр
4. Наиболее точно зазоры поршневых колец можно определить промером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину поршневого кольца в нескольких местах по окружности, затем...

измерение ширины канавок под поршневые кольца
5. ...с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной поршневого кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.

измерение зазоров в замках поршневых колец
6. Измерьте зазоры в замках поршневых колец, вставив поршневое кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте поршневое кольцо в цилиндр (в котором поршневое кольцо работало), продвиньте поршнем как оправкой поршневое кольцо в цилиндр, чтобы поршневое кольцо установилось в цилиндре ровно, без перекосов и...

измерение зазоров в замках поршневых колец
7. ...щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца. Номинальный зазор поршневого кольца должен быть 0,25-0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) -1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените поршневое кольцо.

зазор поршневого кольца
8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы поршневого кольца.

измерение зазора поршнями
9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор между поршнями и цилиндрами определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор между поршнями и цилиндрами равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый - 0,15 мм. Если зазор между поршнями и цилиндрами не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор между поршнями и цилиндрами был как можно ближе к номинальному. Если зазор между поршнями и цилиндрами превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.

измерение зазора цилиндра
Рис. 4.9. Места измерения зазоров цилиндра

10. Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (см. рис. 4.9.) (вдоль В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор - нутромер.

11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.

Для удобства подбора поршней к цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметров делят на пять классов: А, В, С, D, Е (табл. 4.1).

В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов А, С, Е и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный - увеличенный на 0,4 мм, второй - на 0,8 мм.

По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбито число «40», на кольцах второго ремонтного размера - «80».


Таблица 4.1 Номинальные размеры цилиндров и поршней

Класс | Диаметр цилиндра, мм | Диаметр поршня, мм
А | 82,00-82,01 | 82,00-82,01
В | 82,01-82,02 | 82,01-82,02
С | 82,02-82,03 | 82,02-82,03
D | 82,03-82,04 | 82,03-82,04
Е | 82,04-82,05 | 82,04-82,05

метка группы цилиндров на блоке цилиндров
12. На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается на нижней плоскости блока (привалочная плоскость под масляный картер) напротив каждого цилиндра.

(1) класс поршня по отверстию под поршневой палец, (2) класс поршня по диаметру, (3) стрелка направление установки поршня,  (4) ремонтный размер (1-й ремонтный - треугольник, 2-й ремонтный - квадрат), (5) - группа поршня по массе
13. На днище поршня выбиваются следующие данные:

1 - класс поршня по отверстию под поршневой палец;
2 - класс поршня по диаметру;
3 - стрелка, показывающая направление установки поршня;
4 - ремонтный размер (1-й ремонтный - треугольник, 2-й ремонтный - квадрат);
5 - группа по массе (нормальная «Г», увеличенная на 5 г «+», уменьшенная на 5 г «-»).

поршневой палец - поршень двигателя ваз
14. Поршневые пальцы с трещинами замените. Поршневой палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте поршневой палец в поршень. Если при покачивании поршневого пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему поршневой палец по классу.

Таблица 4.2 Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов двигателя ВАЗ 2108

Размерная группа | Диаметр цилиндра, мм | Диаметр поршня, мм
А | 76,00-76,01 | 75,965-75,975
В | 76,01-76,02 | 75,975-75,985
С | 76,02-76,03 | 75,985-75,995
D | 76,03-76,04 | 75,995-75,005
Е | 76,04-76,05 | 75,005-75,015

Таблица 4.2 Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов двигателя ВАЗ 21083

Размерная группа | Диаметр цилиндра, мм | Диаметр поршня, мм
А | 82,00-82,01 | 81,965-81,975
В | 82,01-82,02 | 81,975-81,985
С | 82,02-82,03 | 81,985-81,995
D | 82,03-82,04 | 81,995-82,005
Е | 82,04-82,05 | 82,005-82,015

(табл. 4.2). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-, 2-, 3-й) через 0,004 мм. Класс поршневого пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбивается на днище поршня, класс шатуна по пальцу - на крышке шатуна.

поршневое кольцо - расширитель маслосъемного кольца
15. Замените сломанные поршневые кольца и расширитель маслосъемного кольца.

стопорные кольца, удерживающие поршневой палец
16. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.

шатун двигателя ваз
17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.

поршневой палец - верхняя головка шатуна
18. Вставьте поршневой палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании поршенвого пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головки разделены на классы (табл. 4.3).

Таблица 4.3 Класс шатуна по массе верхней и нижней головки

Масса верхней головки шатуна, г | Масса нижней головки шатуна, г | Маркировка буквой | Маркировка краской
184+2 | 489±3 | Ф | Красный
-------- | 495±3 | Л | Зеленый
-------- | 501±3 | Б |
188+2 | 489+3 | X |
-------- | 495+3 | М |
-------- | 501+3 | В |
192+2 | 489±3 | Ц |
-------- | 495±3 | Н |
-------- | 501+3 | Г | Голубой

(1) - класс шатуна по массе, (2) - класс шатуна по поршневому пальцу
19. В двигателе автомобилей ваз 2108 ,ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться шатуны одного класса. Маркировка шатуна наносится на крышке шатуна: 1 - класс шатуна по массе (буква или краска), 2 - класс шатуна по поршневому пальцу.

коленвал двигателя ваз - место под сальник
20. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленвал необходимо заменить.

размер шеек коленвала
21. Промерьте коренные и шатунные шейки коленвала.

Номинальные диаметры шеек коленвала, мм:
коренных -50,799-50,819;
шатунных -47,830-47,850.

Если износ или овальность шеек коленвала превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать шейки коленвала до ближайшего ремонтного размера.

Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек коленвала:
первый - 0,25 мм;
второй - 0,5 мм;
третий - 0,75 мм;
четвертый -1,00 мм.

коленвал двигателя ваз
22. Если на коренных и шатунных шейках коленвала 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать шейки коленвала до ближайшего ремонтного размера. Работу по шлифовке шеек коленвала рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После отполируйте шейки коленвала и притупите острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленвал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек коленвала после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек коленвала установите вкладыши ремонтных размеров.

упорные полукольца
23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.

коленвал - упорное полукольцо
24. Измерьте осевой зазор коленвала. Для этого установите коленвал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников.

измерение осевого зазора коленвала
25. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец коленвала. Сдвиньте коленвал до упора от индикатора и установите стрелку индикатора на 0. Сдвиньте коленвал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленвала равен 0,0б-0,26 мм, предельно допустимый осевой зазор коленвала - 0,35 мм. Если осевой зазор коленвала превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.

В запчасти поставляются упорные полукольца двух размеров: номинального -2,31-2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) - 2,437-2,487 мм.

шатунный вкладыш - коренной вкладыш
26. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Если на шатунных и коренных вкладышах есть трещины, задиры, выкрашивание - замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.

Номинальная толщина коренных и шатунных вкладышей, мм:
коренных -1,824-1,831;
шатунных -1,723-1,730.

Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины:
первый - на 0,25 мм;
второй - на 0,5 мм;
третий - на 0,75 мм;
четвертый - на 1,00 мм.

измерение зазора между вкладышами коренных подшипников и шейками коленвала
27. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленвала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметр шеек и диаметры коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор.

Зазоры между вкладышами и шейками коленвала равны:
коренные подшипники (номинальный) -0,026-0,073 мм, предельно допустимый -0,15 мм;
шатунные подшипники (номинальный) -0,02-0,07 мм, предельно допустимый -0,1 мм.

Если зазор превышает предельно допустимый, коленвал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.

28. В специализированной мастерской можно замерить биение шеек коленвала. Биение шеек коленвала должно составлять:
коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса - не более 0,03 мм;
посадочная поверхность под маховик - не более 0,04 мм;
посадочная поверхность под шкивы и сальники - не более 0,05 мм.

масляные каналы коленвала
29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленвала.

заглушка коленвала
30. Не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.

очистка поверхности блока цилиндров
31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.

проверка герметичности рубашки охлаждения блока цилиндров
32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив водяной насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок цилиндров негерметичен и блок цилиндров надо заменить.

блок цилиндров ваз
33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок цилиндров ремонту не подлежит и блок цилиндров надо заменить.

очистка нагара в верхней части цилиндров
34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив диаметры цилиндров.


Цитата