Руководство по ремонту и эксплуатации - Cистема впрыска топлива - Контроллер (блок управления)
Контроллер 11 (см. рис. 3.1) (электронный блок управления - ЭБУ), расположенный под панелью приборов с правой стороны, представляет собой управляющий центр системы впрыска топлива. Контроллер непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и на эксплуатационные показатели автомобиля.
В контроллер поступает следующая информация:
- о положении и частоте вращения коленчатого вала;
- массовом расходе воздуха двигателем;
- температуре охлаждающей жидкости;
- положении дроссельной заслонки;
- содержании кислорода в отработавших газах (в системе с обратной связью);
- наличии детонации в двигателе;
- напряжении в бортовой сети автомобиля;
- скорости автомобиля;
- положении распределительного вала (в системе с последовательным распределенным впрыском топлива);
- запросе на включение кондиционера (если он установлен на автомобиле).
На основе полученной информации контроллер управляет следующими системами и приборами:
- топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);
- системой зажигания автомобиля;
- регулятором холостого хода;
- адсорбером системы улавливания паров бензина (если эта система есть на автомобиле);
- вентилятором системы охлаждения двигателя;
- муфтой компрессора кондиционера (если он есть на автомобиле);
- системой диагностики.
Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и т.д.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение - цепь реле топливного насоса. Только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В.
Контроллер имеет встроенную систему диагностики. Контроллер может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя через контрольную лампу «CHECK ENGINE». Кроме того, контроллер хранит диагностические коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении ремонта автомобиля.
Память. В контроллере имеется три вида памяти: оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), однократно программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) - это «блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и для промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависима и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания, содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).
В ПЗУ находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ПЗУ не может быть изменено после программирования.
Память ПЗУ не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой. ПЗУ устанавливается в панельке на плате контроллера (рис. 11.2) и может выниматься из контроллера и заменяться. ПЗУ индивидуально для каждой комплектации автомобиля, хотя на разных моделях автомобилей может быть применен один и тот же унифицированный контроллер. Поэтому при замене ПЗУ важно установить правильный номер модели и комплектации автомобиля. А при замене дефектного контроллера необходимо оставлять прежнее ПЗУ (если оно исправно).
Рис. 11.2. Контроллер: 1 - программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).
Электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ) используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые контроллером от блока управления иммобилизатором (если он имеется на автомобиле), сравниваются с кодами, хранимыми в ЭПЗУ, и при этом разрешается или запрещается пуск двигателя. Память ЭПЗУ энергонезависима и может храниться без подачи питания на контроллер.
Рис. 3.1. Схема системы впрыска топлива автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
А - к подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости; 1 - воздушный фильтр; 2 - датчик массового расхода воздуха; 3 - шланг впускной трубы; 4 - шланг подвода охлаждающей жидкости; 5 - дроссельный патрубок; 6 - регулятор холостого хода; 7 - датчик положения дроссельной заслонки; 8 - канал подогрева системы холостого хода; 9 - ресивер; 10 - шланг регулятора давления; 11 - электронный блок управления; 12 - реле включения электробензонасоса; 13 - топливный фильтр; 14 - топливный бак; 15 - электробензонасос с датчиком уровня топлива; 16 - сливная магистраль; 17 - подающая магистраль; 18 - регулятор давления топлива; 19 - впускная труба; 20 - рампа форсунок; 21 - форсунка; 22 -датчик скорости; 23 -датчик концентрации кислорода; 24 - приемная труба глушителя; 25 - коробка передач; 26 - головка блока цилиндров; 27 - выпускной патрубок системы охлаждения; 28 - датчик температуры охлаждающей жидкости.
Цитата